Продаем стиль: особенности проектирования магазина одежды

Продаем стиль: особенности проектирования магазина одежды Новости Продаем стиль: особенности проектирования магазина одежды

Проект магазина одежды, как и любой другой, создается в зависимости от назначения торговой точки: у авторских бутиков, магазинов международных торговых сетей, магазинов-ателье, дискаунтеров, сток-центров, магазинов других форматов — разные функциональные требования к помещению. Так, у большинства международных брендов требования к торговым залам едины для всех стран присутствия бренда, и помещения, параметры которых (например, площадь, ширина витрин, расстояние от прохода до колонны или стены) не соотвествуют стандартам бренда, в качестве места расположения магазина даже не рассматриваются. Но в любом случае, на стадии выбора будущего торгового зала (либо на стадии архитектурного проектирования) необходимо определить либо спланировать соответствие параметров помещения его назначению. Ведь от того, как будет представлен товар в витринах и торговом зале, удобно ли будет в этом зале покупателям, напрямую зависят будущие продажи. Если рассчитать и спроектировать параметры торгового зала — задача архитектора, то организацией уже существующих пространств — от концепции до рекомендаций по выкладке и развеске товара — занимаются ритейл-дизайнеры.

     Каковы задачи этих специалистов? В первую очередь, организовать пространство так, чтобы товар был представлен наиболее выгодным образом, а покупателю хотелось зайти в торговый зал и подольше там задержаться. Универсальных рецептов увеличения продаж путем оптимальной организации пространства не существует: в каждом случае дизайнерское решение формируется исходя из ряда индивидуальных параметров, таких как формат магазина, его целевая аудитория, расположение и планировка и др. В дизайн-проект входит создание концепции и соответствующего декоративного решения, зонирование пространства с учетом групп товаров и движения покупательских потоков, выбор функционального и эстетичного оборудования, рекомендации по визуальному мерчандайзингу (выкладке/развеске товаров).

            Концепция магазина зависит, прежде всего, от ценовой категории и формата: пространство люксового бутика отличается от фирменного магазина молодежной одежды, а сток-центр — от монобрендового магазина. В брендовых магазинах дизайнерская концепция обусловлена концепцией бренда. Если речь не идет о марке мировой известности, обладающей собственным дизайн-бюро, задача преподнести бренд в интерьере является одной из задач ритейл-дизайнера.

     Современная тенденция не только сегмента люкс, но и среднего ценового сегмента — продажи не просто одежды, а определенного стиля жизни, ощущения себя. Именно эта тенденция во многом определяет особенности формата магазинов, где, помимо одежды, имеется широкий ассортимент аксессуаров, а также дизайнерского и декоративного решения, в рамках которого создается не просто пространство торгового зала, а некая среда, где предлагаемые покупателю одежда и аксессуары смотрятся естественно и органично. Это могут быть и игровые площадки в магазинах детских товаров, и предметы роскоши, создающие соответствующую атмосферу, в люксовых бутиках, и элементы субкультуры, например, молодежной или фанатской — в спортивных магазинах. Так, многим запомнился провокационный дизайн, напоминающий опыты неудачливого граффитиста, в магазине поп-ап Adidas Originals, созданный бразильским бюро Tavares Duayer Arquitetura и открытом в Рио-де-Жанейро на период чемпионата мира по футболу в прошлом году.

Фото: http://tavaresduayer.com.br/

В проекте нашей студии — дизайне магазина вечерних и свадебных платьев Salire — цветочный декор создает нарядную, праздничную атмосферу, и его элементы смотрятся стилизованными женственными аксессуарами к предлагаемым коллекциям.

Необычные концепции организации пространства призваны подчеркнуть уникальность предложения данной торговой марки. Например, в двухуровневом торговом зале магазина джинсовой одежды Vigoss в Стамбуле (дизайн разработан студией Zemberek) работают сотрудники лаборатории Vigoss R&D, разрабатывающие новую коллекцию. Поговорка "можно бесконечно смотреть на воду, огонь и на то, как человек работает" в данном случае справедлива не только потому, что наблюдать за процессом рождения новой коллекции всегда интересно, но и потому, что такой процесс, происходящий на глазах у покупателя, вызывает доверие к марке.

Фото: http://www.designboom.com/architecture/zemberek-design-office-denim-r-d-istanbul-10-14-2014/

   Для люксовых марок разрабатывается не просто стиль — легенда, создающая  запоминающийся образ марки. Так, основа концепции YME Universe формата концепт-стор в Осло (автор — архитектурное бюро Snøhetta) стал скандинавский миф о сотворении мира, согласно которому жизнь появилась после того, как в изначальной пустоте встретились огонь и лед. В интерьере симовлами этих двух стихий стали фрезерованное дерево и черненый металл. Каждый из трех этажей симоволизирует определенную стадию сотворения мира: со светлого "деревянного" первого этажа покупателю предлагается подняться на темный мансардный этаж, в интерьере которого свет ярких ламп, отражающийся в темных металлических поверхностях, действительно напоминает отблески огня.

Фото: http://snohetta.com/project/205-yme-universe

 

     Стоит отметить, что все составляющие проекта одинаково важны: яркая, запоминающаяся концепция и стильный декор, безусловно, привлекут покупателей, но вряд ли они придут в магазин еще раз, если по каким-то причинам почувствали там себя некомфортно (например, сталкивались в проходах с другими покупателями, долго разыскивали нужный товар, устали стоять в очереди в примерочную и т. п.).

      Помимо грамотного проектирования, немалую роль играет и визуальный мерчандайзинг — система выкладки и развески товаров. В каждом случае эта система разрабатывается с учетом параметров торговой точки. Существуют и общие базовые правила. Например, по статистике, 80-90% покупателей, войдя в магазин, движутся по правой стороне — соответственно, эта сторона пользуется большим вниманием; к подобным зонам также относятся прикассовая зона, полки и стеллажи, расположенные на уровне рук покупателя, а еще — участки витрины, полки и стеллажи, расположенные на уровне глаз. А вот наименьшим вниманием покупателя пользуется часть входной группы, оставшаяся за его спиной, углы, узкие проходы и тупики, начало и конец витрины или стеллажа, нижний левый угол стеллажа. Одно из удачных решений привлечь внимание именно к этим зонам — сделать их зонами распродаж, либо привлечь внимание к ним выразительными элементами декора.

            Тенденции дизайна находят отражение и в визуальном мерчандайзинге. Так, в магазинах, предлагающих не просто одежду, а стиль, на манекенах демострируются не отдельные вещи, а максимально завершенный look. Для концептуально насыщенных магазинов особенно актуален маркетинговый тренд LIM (Less Is More, меньше значит больше), в рамках которого единица пространства вмещает минимум вещей, оптимальный для того, чтобы привлечь внимание к каждой из них. "История товара" — еще один популярный способ привлечения внимания к нему. Оформление витрин, а также внутреннего пространства магазина представляют собой определенный сюжет, меняющийся как минимум четыре раза в год (с выходом новой сезонной коллекции).

Фото: http://snohetta.com/project/205-yme-universe

     Если новый дизайн-проект торгового зала требует значительных вложений, то рестайлинг и изменение принципов визуального мерчандайзинга позволяют повысить коммерческие показатели магазина без существенных затрат. Так, один из проектов рестайлинга, осуществленный нашей Студией, — обновление торгового зала и витрин бутика ANNA VERDI в ТЦ "Стокманн" — осуществлялся без закрытия магазина. У ANNA VERDI появились витрины в стиле старого итальянского городка с лепным декором и ширмой в виде старинной деревянной двери, будто приглашающей войти внутрь; элементы декора также присутствуют на брендовой стене в торговом зале. Переосмысление принципов визуального мерчандайзинга привело, в частности, к изменению зонирования, что позволило обеспечить более выгодную подачу ключевых групп товаров. Так, было спроектировано новое оборудование для работы с аксессуарами, оптимизировавшее рабооту с мелким товаром в прикассовой зоне; сама эта зона стала стильной и уютной благодаря элементам брендовой стены и фотографиям из каталога коллекции. В магазине появились ковры и мягкие пуфы, позволяющие не только отдохнуть после активного шоппинга, но и присмотреть себе обновку в комфорте, не спеша. Появились зона акционного продвижения товаров ( она же зона Sale в период распродаж), а также группа манекенов на входе, демонстрирующая новинки или бестселлеры — испытанный и выигрышный прием. В центральной части магазина была выделена vip-зона для примерок дорогих коллекций, популярная у покупателей. Пространство по периметру магазина стало четко зонироваться с учетом брендов, а декоративные группы картин в дорогих багетах не только привлекают внимание к полкам с аксессуарами — сумками, шарфами, палантинами, — но и являются частью винтажного декора, создающего атмосферу старинного городка.

     Учитывая кризисный спад продаж, испытываемый многими ритейлерами, для ряда из них именно рестайлинг может стать наиболее эффективным способом вернуть покупателя.

Share on facebook