Оформление витрин на выставочных стендах

Оформление витрин на выставочных стендах Статьи Ольги Болкуновой Оформление витрин на выставочных стендах

Современные тенденции, а также несколько практических советов от действующего декоратора.

 Ольга Болкунова,  витринист-практик, специалист по визуальному мерчандайзингу. В последние 2 года руководит Школой – студией дизайна витрин, которая базируется в Санкт-Петербурге и занимается профессиональной переподготовкой и обучением высоко-квалифицированных кадров в области ритейл-дизайна (витринистика,  профессиональное освещение магазинов, проектирование дизайна интерьера, торгового и демонстрационного оборудования). Создала множество обучающих программ, в том числе по световому дизайну, витринистике, визуальному мерчандайзингу, в настоящее время совместно с миланским университетом  POLIdesign  работает над международным обучающим проектом для профессионалов «EXPO-design and TEMPORARY spaces», в фокусе внимания которого находится создание модных площадок для выставок и шоу-румов. 

Оформление витрин выставочных пространств, в том числе ювелирных и часовых, имеет небольшую историю в России. Это молодой вид оформительской деятельности, имеющий значительные дстижения и испытывающий все обычные проблемы стартового проекта. Мы рассмотрим типичные ошибки и продумаем качественно новые подходы к оформлению временных зрелищных инсталляций с тем, чтобы усилить  впечатления для зрителя, одновременно  увеличивая  входящий поток покупателей на выставочном стенде.

Кардинальным отличием в подходе к оформлению витрин на временных выставочных площадках от витрин стационарных магазинов является экстремально краткий срок их жизнедеятельности. Выставочные витрины живут от 3 до 5 дней и требуют  особого внимания как с точки зрения скорости монтажа-демонтажа, так и с точки зрения их целесообразности и достаточности. Выставочные витрины  можно сравнить с редким экзотическим цветком, который цветет всего несколько дней, но при этом оставляет о себе долгую память и множество обсуждений. Это влечет за собой как огромную ответственность за качество впечатления, так и множество технических проблем в процессе их реализации.

Оформление выставочного стенда должно осуществляться комплексно, с учетом всех тонких моментов формата: от создания заметной свежей идеи до поиска интересных, неизбитых, актуальных на сегодняшний день технологий демонстрации товаров. Существующая мировая практика в оформлении выставочных пространств идет по пути все большей театрализации и усиления чувственной составляющей оформлений, а также по пути увеличения их интерактивности. Для демонстрации товара на выставочном стенде, в отличие от розничного магазина, характерны такие специальные приемы как движущееся демонстрационное оборудование, более мощно поданная информационная составляющая (это уже не просто ценники, а целые статьи о неоспоримых достоинствах или достижениях того или иного изделия).

На фото изображена витрина для демонстрации часов на выставочном  стенде компании AUDEMARSPIGUET в TRIENNALE, MILAN, апрель 2012. Главная идея демонстрации – естественность, созвучность природе, что подчеркивается отделочными материалами природного происхождения, используемыми в витрине. Пол витрины имитирует водную стихию, отделка фасадов деревом, обработанным темным матовым лаком, подчеркивает натуральность материалов.

 

На двух фото изображена входная зона выставочного стенда компании AUDEMARS PIGUET в TRIENNALE, MILAN, апрель 2012. Инсталляция имеет вдохновляющий характер, готовя посетителей к восприятию сердцевины стенда – выкладки часов. Для этого в пространстве расположены объекты, выполненные из материалов, применяющихся в изготовлении корпусов и механизмов часов, а также на стену напротив входа транслируется видео-изображение абстрактного характера, не яркое по цветовому решению, что способствует настройке зрения покупателя к восприятию сдержанных цветов благородных металлов. Посмотрите, как работают оформители: вместо привычной нам агрессивной активации внимания они наоборот добиваются почти медитативного успокоения и погружения в мир сосредоточения на деталях!

 

На фото изображена интерактивная зона выставочного стенда компании AUDEMARS PIGUET в TRIENNALE, MILAN, апрель 2012. Идея интерактивной часовой мастерской, в которой зритель становится свидетелем сборки технологий высокой точности, поддерживает общий настрой стенда на сосредоточенное бережное к деталям восприятие.

 Чтобы добиться качественного результата в оформлении, необходимо правильно провести этап проектирования и подготовки, который включает в себя разработку концепции, просчет бюджета ее реализации, закупку материалов, а также предварительное изготовление ключевых декоративных элементов. Все элементы, которые требуют участия смежников (печатные задники, видео- или голографические инсталляции, системы специального освещения) координируются и проверяются на готовность особенно тщательно, так как именно они и являются зачастую слабым звеном в цепочке действий по реализации проекта.

При создании концепции оформления опирайтесь на простые конструктивные решения, ясные и реальные для исполнения. Одно из главных требований к декорациям временных выставочных пространств – это безопасность и удобство эксплуатации. Все декорации должны быть надежно закреплены, особенно в местах, легко доступных посетителям: сколько раз мы сталкивались с тем, что зритель, которого впечатлили декорации, пытается буквально «на зуб» попробовать их, потрогать и понять из чего это сделано!

Самым приятным моментом  в оформлении выставочного стенда является то, что на выставке мы можем позволить себе гораздо более высокую степень креатива, чем в магазине розничных продаж. С чем это связано? Конечно с борьбой за внимание посетителей, ведь на выставках мы имеем дело с гораздо более высокой степенью концентрации конкурентов, чем в условиях будничных продаж. Выставочные оформления могут быть намного ярче, крупнее по масштабам, свободнее по тематическому звучанию, смелее по материалам. В условиях выставки мы боремся за внимание целевого покупателя, поэтому так важно мгновенно захватить его нестандартным подходом к оформлению и вовлечь его в игру при помощи новых идей визуального мерчандайзинга.

 

Эскизы оформления витрины для выставочного стенда — из нереализованных проектов «Школы-студии дизайна витрин». Для оформления предложена идея праздника, взлета. Декорирование строится на создании нескольких планов: плоского задника, с нанесением на него печатных изображений шара и облака, объемных – «полу»-шаров, которые визуально заполняют пространство витрины, а также держат демонстрационное оборудование в воздухе. Оформление пронизано духом праздничного энтузиазма и предвкушением удивительных открытий, что чувственно связано с ожиданиями посетителей выставки. Витрина была представлена как один из вариантов концептуального решения оформления витрин выставочного стенда бренда, торгующего ювелирными изделиями и часами в сентябре 2011 года. Автор эскизов Берегова Анастасия.

Именно поэтому решения на стендах часто бывают довольно затратными. Сегодняшние тенденции показывают, что выставочные пространства перестают быть малобюджетными, в оформление вставочных стендов уверенно включились интерактивные технологии, такие как крупные, привлекающие внимание издалека видео-стены и небольшие локальные видео-мониторы, а также совершенно самостоятельные и очень впечатляющие голографические витрины.

Качество исполнения оформления выставочного стенда напрямую зависит от этапа монтажа. Чтобы сформировать и реализовать сильный выставочный проект, необходимо продумать заранее и обойти такие острые моменты монтажа, как:

  • необходимость координации монтажников конструктива выставочного стенда и специалистов — оформителей. Как часто мы сталкиваемся с проблемой нехватки времени на оформление по причине простой непродуманности совместных действий монтажников стенда и оформителей! В условиях обычного срочного монтажа просто необходимо изначально заложить время на оформление витрин, спланировать застройку таким образом, чтобы осуществить в первую очередь монтаж всех узлов, которые далее идут под оформление. Все витринные пространства необходимо смонтировать в первую очередь, обязательно параллельно осуществляя в том числе и монтаж системы освещения, с тем, чтобы заложить необходимые временные затраты на монтаж декораций. Недопустимо в момент монтажа декораций возвращаться к  общемонтажным работам, это всегда является форс-мажорным обстоятельством на выставке и ставит под угрозу качество декорирования.
  • время, заложенное на декорирование должно быть кратким, но достаточным для осуществления поставленных задач. Обычно сроки монтажа оформления колеблются от 3 до 8 часов, при условии наличия этапа подготовки. Продумайте все этапы монтажа, начиная от подготовки коробки витрины, до установки демонстрационного оборудования для выкладки и устройства задника и декоративного заполнения, заранее, «проживите» все этапы монтажа мысленно еще в процессе подготовки к оформлению. Процесс продумывания монтажа оформления очень важен, так как помогает избежать накладок и неприятных недоразумений во время проведения работ. Выделите все элементы оформления, которые возможно собрать заранее, еще в процессе подготовки, ведь  установка собранных заранее декоративных элементов значительно ускоряет и облегчает монтаж на стенде.
  • Подготовьте заранее товар для выкладки в выставочных витринах, продумайте типы выкладки. Очень удобно, когда в процессе оформления декораторам помогает менеджер по продажам, который координирует процесс выкладки товара с точки зрения комплектности в товарных группах, а также с точки зрения приоритетов компании в продвижении той или иной группы товаров. Ведь товар, представленный на витрине выставочного стенда, оказывается в зоне приоритетного внимания публики, поэтому крайне важно грамотно отрегулировать ассортимент для наполнения витрин и заранее его подготовить и доставить на объект. Очень обидно бывает, когда оформление оказывается незавершенным качественно из-за организационной неразберихи и неподготовленности товара.

Проектирование и оформление выставочных стендов и шоу-румов – очень бурно и интересно развивающаяся часть индустрии дизайна, в которой существуют свои модные тенденции и тренды. Подводя итоги, предлагаю обратить  внимание на некоторые актуальные на сегодняшний день тенденции, отмеченные мною по результатам осмотра весенних выставок ювелирного, интерьерного и светового дизайна, а также экспо-дизайна в Европе ( Милан, Франкфурт, Лондон). Сегодня популярными и актуальными на ближайшие 2-3 года являются:

  • экологическое – выражается в насыщении витрин и демонстрационного оборудования натуральными, необработанными материалами, активное включение большого количества растений в интерьер стенда.
  • технологическое – могу констатировать как факт значительное увеличение по сравнению с прошлым годом (примерно на 25 — 30%) доли видео-витрин в информационной поддержке инсталляций и выкладки, там, где раньше в витрине или на стенде работал постер или баннер, теперь «активничает» видео-стена или видео-проектор. Похоже, скоро видеоряд в витринах станет вполне обыденным явлением… Главное понимать, что видео-витрины не могут заменить объемной инсталляции, но при этом являются прекрасным задником, дополняющим инсталляцию, важным достоинством которого является способность качественно фокусировать внимание покупателя на дальней дистанции.
  • интерактивное – когда товар можно испытать в деле – например, намочить, ударить, испытать в тяжелой работе ( например, во Франкфурте есть магазин GLOBETROTTER, где водонепроницаемые часы для путешественников демонстрируют в погруженном в воду состоянии).
  • чувственное, когда чувства посетителей обостряются до предела при помощи создания особого состояния на стенде, при этом помимо ароматов, музыкального сопровождения и общей индивидуально построенной атмосферы, используется сложный ассоциативный ряд с привлечением особых декораций, которые несут не столько образную нагрузку (когда словами описать образ невозможно), сколько ассоциативную, т.е. создающую определенные состояния. Такой подход позволяет перестроить внимание посетителя на восприятие атмосферы стенда, и зафиксировать свои впечатления в качестве пережитого личного опыта. Это направление очень сильно развивается в последние 3 года как противовес информационному перенасыщению общества.

 

Share on facebook